Главная Журнал Московский Международный жилищный конгресс: главные выводы и тренды
24 октября 2022
Поделиться
ВКонтакте Facebook Одноклассники

Московский Международный жилищный конгресс: главные выводы и тренды

21 октября завершился Московский Международный жилищный конгресс – одно из крупнейших мероприятий России в сфере недвижимости. Четыре дня дискуссий, тренингов и бизнес-туров, более 8 тысяч участников и выступления ведущих экспертов страны. На конгрессе побывала делегация «DAN-Недвижимость». Генеральный директор компании Валентин Корытный рассказал об основных тенденциях, которые активнее всего обсуждались на мероприятии.

- Сразу удивило количество участников конгресса: больше 8 тысяч человек. Можно сделать вывод о том, что рынок жилой и коммерческой недвижимости в России жив и продолжает уверенное движение вперед. Но в то же время он сильно изменяется. Поэтому очевидно, что тот, кто хочет оставаться в рынке и удерживать позиции в бизнесе, старается не упустить возможность пообщаться с коллегами, узнать актуальную информацию от экспертов, взять на вооружение новые технологии.

Поделюсь еще несколькими наблюдениями по итогам тех дискуссий и круглых столов, на которых мне довелось присутствовать. Офисы уже не те, что прежде. В городах-миллионниках сокращается спрос на офисы. Во многом до сих пор сказывается влияние ковидной пандемии, которая показала бизнесу новые возможности и экономическую выгоду работы «на удаленке». Одно из следствий тренда – отказ сотрудников от личных автомобилей в пользу такси и каршеринга. Когда офис «переехал» к тебе домой, уже нет необходимости тратить деньги на содержание и обслуживание собственного транспорта.

Поменялись и требования, которые предъявляются к офисам. Арендаторов и покупателей, которые ведут бизнес, в основном, с помощью Сети и с минимальным количеством личных встреч в центре мегаполисов, интересуют качественные офисы в пригороде. Желательно, в малоэтажных зданиях.

Актуален запрос на коворкинг-центры, где можно арендовать рабочее место на несколько часов.

Все вышеперечисленное влияет ставку на аренду офисов, которая становится ниже. И возникает вопрос: что делать с освобождающимися рабочими помещениями? Во что их можно переформатировать, чтобы объекты вновь стали востребованными среди арендаторов?

В качестве некоторых решений эксперты предлагают преобразовывать офисные площади в коливинги или апартаменты, либо же можно сохранить за ними функцию бизнес- пространства и переделать их в коворкинг-центры.

Торговая недвижимость: новые реалии рынка. В большинстве крупных городов страны в сегменте street-retail за два года ощутимо выросла стоимость квадратного метра, но не выросла ставка аренды. Это увеличило и сроки окупаемости объекта для инвесторов.

Арендаторы почти всегда настаивают на арендных каникулах, чтобы подготовить помещение под свою целевую аудиторию. Оптимально, если есть возможность менять пространство с помощью мобильных планировочных конструкций. В топе по спросу находятся небольшие торговые помещения с предчистовой отделкой.

Застройщикам тоже необходимо больше уделять внимание арендным каникулам. Для того, чтобы продавать и сдавать помещения и формировать соответствующую инфраструктуру, нужно предоставлять арендные каникулы в размере 8-12 месяцев. При этом оптимальна отделка помещений формата white box.

Но главная тенденция, пожалуй, в том, что особое внимание стали уделять предброкериджу объектов в street-retail. На стадии планирования жилого комплекса девелоперы тщательно продумывают всю инфраструктуру не только под определенные сферы бизнеса (например, под общепит или аптеки), но и под конкретные бренды. Это позволяет максимально учитывать интересы будущих потребителей.

Реконцепция объектов тоже стала одной из тем для дискуссий. Во многих городах России, в том числе, в Челябинске, есть примеры, когда промышленные квадратные метры становятся бестселлерами после их переформатирования в жилые комплексы. Аналогичную практику инвесторы внедряют и в street-retail: промплщадки превращаются в интересные и современные объекты коммерческой недвижимости. В этом нет ничего удивительного. Бывшие заводы и фабрики имеют все шансы стать уникальными центрами притяжения для потребителей различных товаров и услуг.

Мнение эксперта
Валентин Корытный

Генеральный директор

Челябинск +7 351 231 99 99 Оставить заявку