10 декабря 2019
Поделиться
ВКонтакте Facebook Одноклассники

New Retail Forum 2019

В середине ноября, в Москве, в технопарке «Сколково», состоялся New Retail Forum. Это мероприятие, которое ежегодно объединяет несколько тысяч представителей различных сегментов ритейла России.
В деловой программе форума было представлено 11 конференций, на которых ведущие спикеры делились трендами ритейла, изменениями в потребительском поведении, успешными кейсами, опытом применения новых digital-инструментов.
Несмотря на то, что на форуме присутствовали представители кардинально разных секторов ритейла, вопросы к обсуждению были одинаковы – как продуктивно взаимодействовать ритейлерам между собой и как заработать на быстро меняющемся рынке.
О новостях и интересных докладах рассказывает эксперт компании «Дан-Ритейл» - Андрей Цунин, который посетил New Retail Forum 2019 с деловым визитом.

Итак, какие же тренды прослеживаются в ритейле в 2019 году и в ближайшей перспективе?

Безусловно, это развитие e-commerce, так называемой электронной коммерции, и маркет-плейсов.

Для начала давайте обозначим, что подразумевается под e-commerce? По сути это коммерческие сделки между покупателями и продавцами, которые осуществляются при помощи сети Интернет. Это может быть и реализация товаров, и предоставление услуг. Маркет-плейс – это платформа для электронной коммерции, своего рода рекламная площадка, которая выступает посредником между продавцом или производителем и покупателем. По предварительным итогам 2019 года одними из самых популярных маркет-плейсов России являются такие площадки, как «Wildberries», «Aliexpress», «Lamoda», «Беру», «Pandao», «Ozon», «Яндекс-маркет», «Joom» и другие.

- Что хотелось бы здесь подчеркнуть? На сегодняшний одна из наиболее удобных форм организации приобретения товаров – это именно маркет-плейсы. Популярность их растет в геометрической прогрессии. Любой маркет-плейс – это прежде всего сотрудничество. Это не витрина какого-то одного или нескольких брендов, это интернет-площадка, на которой присутствуют как свои бренды, так и бренды партнеров. – комментирует эксперт «Дан-Ритейл» Андрей Цунин. 

Причем в последнее время наблюдается расширение товарной линейки маркет-плейсов: они становятся универсальными. Происходит это в связи с текущим потребительским трендом: люди всё чаще хотят приобретать товары разных сегментов ритейла – от предметов одежды до бытовой техники на одной площадке, а не тратить время на поиски нужных товаров в специализированных интернет-магазинах.

Кроме развития и роста популярности маркет-плейсов, что ещё интересного в электронной коммерции?
Развивается такой тренд, как экосистема. Что это такое? Это комплекс сервисов, сопутствующих товаров или услуг, выстроенных вокруг приобретения основного товара, или вокруг какой-то одной потребности клиента. Пример: заинтересованный в приобретении квартиры покупатель на сайте агентства недвижимости выбирает квартиру, затем там же подбирает подходящий для него банковский кредитный продукт. На этом же сайте будущий новосёл может воспользоваться сервисом подбора дизайнера, подрядчиков по ремонту и отделке жилья, а также приобрести строительные материалы. Вот то, к чему сегодня стремится большинство бизнесов. По сути, это тоже своего рода мини формат маркет-плейса.

Наблюдается устойчивый рост онлайн продаж
Поквартальный рост оборотов электронной коммерции в сегменте FMCG можно увидеть на графике. Здесь представлены данные с 4 квартала 2017 года по 3-й квартал 2019 года. Прогнозируемый рост онлайн продаж за 2019 г. по отношению к 2018-му должен составить ориентировочно 40-45%.

Скорость роста он-лайн продаж измеряемого FMCG

Вот несколько цифр, которые демонстрируют рост электронной коммерции за период 1-3 кварталов 2019 г. в сегменте товаров повседневного спроса FMCG: 

+32% пастеризованное молоко
+56% шоколад
+82% средства для стирки
+84% зубная паста
+87% подгузники
+103% шампуни
+122% корма для кошек
+125% кофе

Тренд на скорость и удобство в E-Grocery

Урбанизация, увеличение плотности населения и изменение потребительских трендов диктуют свои правила. В тренде быстрые покупки и экономия времени на приобретении товаров ежедневного потребления.
В онлайн покупках нужна высокая скорость исполнения заказа. И если раньше обработка и готовность онлайн заказа в течение 2-3 дней была нормой, то на сегодняшний день скорость доставки товаров повседневного спроса сокращается до 15-30 минут. Широкое развитие получают магазины формата «У дома» и минимаркеты, а также магазины формата concept store.

Подробнее о трендах в форматах магазинов

В мире происходит фундаментальный сдвиг: классические форматы смещаются в направлении "быстрого" шопинга. Если говорить о России, то у нас стремительно развивается формат "у дома", сокращается доля гипер- и супермаркетов. Современный рынок продуктовой розницы представлен на графике:

Современный рынок продуктовой розницы в РФМинимаркеты пользуются спросом, но предложение ритейла ограничивается в основном «Азбукой Вкуса. Daily» и «ВкусВилл». На сегодняшний день это пустующая, но перспективная ниша в массовом сегменте в России.  

Рост магазинов формата «у дома» и дискаунтеров обеспечивается двумя ведущими игроками – сетями «Х5» и «Магнит». У этих форматов ритейла высокий потенциал и доступность локаций для открытия магазинов. У сетевых дискаунтеров в планах – повышение качества предоставляемой продукции, а также работа с выкладкой товара для удобства посетителей.

Среди формата «Супермаркет» основным игроком считается "Перекресток" (Х5) с сильными позициями в Москве и Санкт-Петербурге. По России формат представлен в основном небольшими региональными сетями, характеризуется широким предложением, чувствительным к экономическим спадам.

Среди «Гипермаркетов» отмечена высокая степень консолидации игроков в формате (78% продаж приходятся на топ-5 игроков). Этот формат сегодня испытывает кризис – слишком далеко от клиента, большие временные затраты на покупки, те же цены, что и в магазине «у дома».

Подводя итог вышесказанного. Не только с покупательской, но и с инвестиционной точки зрения интерес к гипермаркетам и супермаркетам снижается. Покупательский и, соответственно, инвестиционный интерес к ритейлу форматов «у дома» и минимаркетам, наоборот, растет.

Ведущие игроки развивают ультрамалые форматы

Ведущие игроки рынка продуктового ритейла четко улавливают тренд «быстрых покупок» и тенденции к развитию ультрамалых форматов ритейла. Перспективными форматами на сегодняшний день считаются: «Бристоль», «Первым делом», «Магнит сити» и «Магнит» на АЗС.

Консолидация алкомаркета «Бристоль» с продуктовой сетью «Дикси». В 2018 году сеть «Бристоль» попала в рейтинг 50 самых быстрорастущих компаний по версии РБК.

Минимаркеты сети «Дикси», которые носят название, созвучное с собственной товарной маркой – «Первым делом». Это магазины площадью в 50 кв.м., где будут представлены товары класса «эконом». Развивается этот магазин по франчайзинговой программе.

Магазины «Магнит сити» - это новый формат для продуктового ритейлера «Магнит». В связи с увеличением спроса ready-to-eat и eat&go главным драйвером продаж становятся именно эти форматы. «Магнит сити» по своей сути это магазин с ограниченным ассортиментом товаров, но в нём есть всё для быстрого перекуса – готовые салаты, выпечка, овощи и фрукты, шоколад, горячие и прохладительные напитки и многое другое.

«Магнит» будет развивать свои магазины на автозаправочных станциях «ТатНефть». Площадь такого формата будет в среднем от 30 до 100 кв.м. В этих компактных магазинах можно будет приобрести еду, напитки и сопутствующие товары для поездки. 

Ведущие игроки развивают ультрамалый формат
Учитывая текущие тренды, у почты России есть все шансы и предпосылки, чтобы стать ведущим игроком в ультрамалом формате. У Почты России на сегодняшний день более 40 000 отделений, хороший трафик и в сельской местности они создают уникальный доступ к рознице, реализуя товары повседневного спроса. Формат, который начинает развивать Почта России – «Почтамаг».

Кроме того, на сегодняшний день Почта России развивает пилотный проект с «Фикс прайсом» и «Магнитом». Цель, которую преследует Почта России – изучение потребительского спроса и тестирование розничного формата. 

Какие технологии в процессе приобретения товаров хотели бы видеть покупатели? Что будет востребовано в ритейле в ближайшей перспективе?

Согласно исследованиям компании Nielsen, кассы самообслуживания в магазине используют около 13% покупателей, хотели бы использовать – 36%, онлайн купоны на скидки используют 11%, хотели бы использовать – 28%. Среди прочих пожеланий - QR коды для получения дополнительной информации, Wi-Fi в магазине и ручные сканеры.

Будущее ритейла потребители и топ-менеджеры ритейла видят по-разному. Потребители считают, что топ востребованных технологий в перспективе трех лет будет представлен 3D принтерами, трекингами здоровья с микрочипами и дронами, а топ-менеджеры считают, что это – доставка по подписке, умные помощники и виртуальная / дополненная реальность. Что будет в перспективе? Увидим. Одно не исключает другого.

Челябинск +7 351 231 99 99 Оставить заявку