Главная Журнал Ритейл на самоизоляции: каких последствий ждать бизнесу
13 мая 2020
Поделиться
ВКонтакте Facebook Одноклассники

Ритейл на самоизоляции: каких последствий ждать бизнесу

Для владельцев коммерческой недвижимости наступили непростые времена. Режим самоизоляции внёс свои коррективы в развитие бизнеса по всем сегментам. Руководитель компании Dan-Retail Валентин Корытный делится мнением о том, к чему готовиться владельцам, арендаторам и потенциальным покупателям торговых объектов.

О режиме жёсткой экономии

Первый квартал 2020 года многие ритейлеры, такие как: продуктовые сети, аптеки, супермаркеты бытовой техники, онлайн-магазины закончили высокими показателями продаж. Свою роль сыграла всеобщая закупка товарами первой необходимости: медицинскими товарами в конце марта, когда обеспокоенные пандемией и валютными скачками граждане массово пошли в магазины. Особенно высокую выручку отмечали представители продуктового ритейла – у некоторых она оказалась даже выше, чем в период новогодних праздников.

После объявления самоизоляции в начале апреля ситуация изменилась. Россияне сделали запасы на ближайшие недели, в магазины стали ходить реже, средний чек уменьшился. И вряд ли в ближайшие месяцы он существенно вырастет. Простой в работе вынудил одних владельцев бизнеса сократить расходы, а других – совсем закрыть своё дело. Армия безработных растет по всему миру. По мнению российских экономистов, в России уровень безработицы значительно увеличится к маю.

Очевидно, что население будет руководствоваться принципом максимальной экономии во всем. Владельцам и арендаторам коммерческой недвижимости придется считаться с этим.

О группах повышенного риска

Тяжелая ситуация складывается в сфере предоставления услуг (фитнес-клубы, салоны красоты, детские развивающие центры и другие). Они остались практически без дохода, им нечем платить за аренду помещений. Мы не знаем, как долго продлится самоизоляция в Челябинской области. Но когда эти ограничения снимут, бизнесу придётся ещё как минимум 2-3 месяца жить в режиме жёсткой экономии.

Это подтолкнёт арендаторов к сокращению издержек: будут искать помещения подешевле, уменьшить занимаемую площадь. Начнётся миграция малого и микро-бизнеса из одних помещений в другие. Освободится большое количество объектов разных типов и качества. Стоимость арендных ставок может снизиться на 20-50%. Чтобы удержать арендаторов, владельцы помещений могут пойти на различные уступки – включить расходы на «коммуналку» и Интернет в общий платёж, договориться об арендных каникулах.

О новых ресурсах и возможностях

Для тех, кто когда-то хотел купить или арендовать новые коммерческие помещения, сейчас наступает благоприятное время. На рынке увеличится большое количество свободных объектов.

Их захотят продать, например, те, кому не по плечу платить кредит, взятый на развитие бизнеса или на покупку помещения. Цена продажи и аренды будут локально падать. Поэтому если у человека есть сейчас финансовая подушка безопасности, то можно «переселить» свой бизнес в помещение с более удачной локацией и техническими характеристиками.

Также в выигрыше останутся ритейлеры, которые работают с товарами первой необходимости в невысоком ценовом сегменте. После снятия ограничений по самоизоляции население первым делом пойдет именно к ним, чтобы сберечь свой и без того пошатнувшийся бюджет. На это нужно обратить внимание владельцам помещений, которые сейчас находятся в поиске арендаторов.

Мнение эксперта
Валентин Корытный

Генеральный директор

Челябинск +7 351 231 99 99 Оставить заявку