Эксперты: в Москве спал ажиотаж на открытие пунктов выдачи заказов
Бум спроса
Рост интереса к открытию пунктов выдачи заказов таких крупнейших интернет-ритейлеров, как Wildberries, Ozon, "Яндекс.Маркет", СДЭК, Сбер был особенно заметен в 2021 году.
Этот год был в целом довольно удачным для российской онлайн-торговли, ведь объем продаж, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), превысил показатели 2020 года на 12%, составив 3,6 триллиона рублей.
Лидеры рынка активно развивались, конкурируя друг с другом и постоянно расширяясь, был заметен огромный интерес к открытию новых пунктов выдачи (ПВЗ). Так, по данным Data Insight, в прошлом году 82% заказов были доставлены из интернет-магазинов именно в пункты выдачи. Согласно подсчетам HeadHunter, в 2021 году количество вакансий для специалистов пунктов выдачи заказов выросло в 2,8 раза, до 11,5 тысячи.
Рынок насытился
Сейчас в Москве, по оценке Томилина, открыто около 7 тысяч пунктов выдачи заказов различных сетей, и при среднем метраже в 40 квадратных метров это 280 тысяч "квадратов" коммерческой недвижимости.
В целом этот рынок в столице уже насыщен, исчерпав себя на 90%, констатировали эксперты. По их словам, удачных локаций для открытия пунктов почти не осталось – и дело не столько в нехватке помещений в принципе, сколько в определенных требованиях к ним со стороны онлайн-ритейлеров.
Например, Wildberries хочет, чтобы площадь пункта выдачи составляла не менее 50 квадратных метров. В Ozon минимальная площадь может быть от 25 "квадратов", при этом площадь клиентской зоны – от 10 "квадратов" с высотой потолков не менее 2,5 метра.
В "Яндекс.Маркете" требуют, чтобы помещение было правильной формы, без лишних изгибов с минимумом несущих перегородок в зале, а высота потолка – не менее 2,5-2,7 метра. У Boxberry более скромные ожидания – площадь от 15 квадратных метров.
После того, как московский сегмент этого рынка практически исчерпал себя, интерес для открытия большого числа новых точек представляют в основном только малые города и регионы, указал гендиректор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых.
"Так что предпринимателям придется рассмотреть переезды и релокации в более выгодные места", – предупредил он.
По его словам, сейчас главный риск в развитии таких пунктов – это "каннибализация трафика", когда они начинают открываться слишком близко друг от друга и начинают делить заказы, которые раньше стекались в один пункт.
Ozon и "Яндекс" пристально следят за "защитной зоной" для партнеров, чтобы избежать такого риска, так как это грозит закрытием пунктов, если они перестанут окупаться. А вот с Wildberries в последнее время возникают казусы, когда два пункта выдачи открываются чуть ли не в одном доме", – рассказал Белых.
Ранее этот маркетплейс следил, чтобы пункты выдачи находились друг от друга на расстоянии не менее 500 метров, напомнила Дергунова.