В России стало больше «золотых магазинов», приносящих ритейлерам значительную долю продаж
«Доля магазинов, приносящих российским FMCG-ритейлерам (FMCG — товары повседневного спроса — ред.) 80% продаж, выросла из-за последствий пандемии до 50% (плюс 2 процентных пункта), что является одним из самых высоких показателей в мире и свидетельствует о высокой конкуренции в индустрии ритейла и фрагментированности рынка FMCG», — говорится в исследовании.
Ритейл-аудит Nielsen проводился в крупнейших розничных сетях России с марта по август 2020 года, данные сравнивались с аналогичным периодом 2018 года. Компания для сравнения приводит данные о показателях в других странах: в Великобритании 80% продаж сконцентрированы в 19% наиболее прибыльных FMCG-магазинах, во Франции — в 31%, в США — в 22%.
В исследовании указывается, что список «золотых магазинов» оставался в неизменном виде на протяжении последних лет, однако пандемия коронавируса в текущем году изменила не только список таких торговых объектов, но и их рейтинг внутри него.
«С марта по август 2020 года в сегмент «золотых магазинов» FMCG вошли 2% точек современной торговли, отвечающие за десятки миллионов рублей продаж, более того — они продемонстрировали темпы продаж, в 5 раз превышающие средние значения на рынке товаров повседневного спроса — 29% по сравнению с 6%», — отмечает Nielsen.
Самое сильное изменение продаж наблюдалось в сегменте «магазинов у дома»: основные игроки из группы точек с самым высоким товарооборотом увеличили продажи на 13%, а новые участники — на 49% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Для сравнения, средние темпы роста у действующих игроков составили 4%, новых — 29%, а рост в сегменте супермаркетов составил 3% и 27% соответственно.
По мнению директора по работе с ритейлерами Nielsen Россия Константина Локтева, изменения среди «золотых магазинов» — явление для рынка не менее значимое, чем развитие дискаунтеров или интернет-торговли. «Трансформация такого рода имеет большое значение для ритейлеров и производителей, которым придется пересмотреть логистические цепочки и задуматься о каждой торговой точке в частности», — сказал Локтев, слова которого приводятся в сообщении.